Выводы для дерегулирования электроэнергетики в США


22.03.2022

Произошедшая в 1970-е гг. компьютеризация лабораторных рыночных экспериментов, проводимых с участием людей, заинтересованных в получении прибыли, произвела неожиданный переворот в нашем понимании цели и возможных направлениях использования экспериментов. В частности, мы быстро убедились в том, что отчет об исполнении контракта можно использовать в стендовых испытаниях систем электронных торгов для их последующего применения в отраслях, которые, согласно традиционным представлениям, требуют иерархической структуры организации и государственного регулирования для обеспечения должной координации и контроля над появляющимися в результате такой политики монополиями, имеющими исключительные права на поставку данного рода услуг на определенной территории. Электроэнергетика была отличным примером такой отрасли, и мы попытались использовать наш первый опыт работы с тем, что мы называли «умными компьютеризированными рынками», чтобы рассказать властям Аризоны, проявляющим весьма сдержанный интерес к реструктуризации электроэнергетики, об основах рыночного регулирования энергетического сегмента промышленности.

В тот момент мы не смогли повлиять на политику властей, но наши усилия были замечены за рубежом, и мы участвовали в качестве консультантов в разработке предложений и в проведении экспериментов, которые дали результаты, заложившие основу ключевых исследований по децентрализации, и послужили средством практического обучения для тех, кто управлял изменениями. Децентрализация потребовала создания новой системы прав собственности: системы управления и эффективного ценообразования для услуг сетевых компаний, правил входа на рынок и выхода с него для производителей электроэнергии, рыночных правил обмена информацией и заключения контрактов в условиях компьютеризированной координации, оптимизации и коммуникации, но так, чтобы все действия были результатом решений распределенных агентов, а конкретные обстоятельства времени и места были отражены в их рыночных заявках в качестве покупателей или продавцов.

В США электроэнергетика уже была приватизирована, но подлежала ценовому регулированию со стороны федерального правительства и штатов в соответствии с принципами «справедливой» нормы доходности инвестиций. В соответствии с предлагаемой системой дерегулирования цен и потребления электроэнергии каждый штат или регион должен был разработать план реструктуризации своей электроэнергетической отрасли и установить правила работы аукционного рынка для определения оптовой цены на электроэнергию в режиме реального времени. В результате во всех без исключения моделях рынка, разработанных чиновниками, консультантами, представителями отрасли, а также посредниками, действовавшими на рынке электроэнергии, был использован механизм подачи заявок продавцами на почасовом спотовом рынке. Спотовые рынки были дополнены широкой свободой для потребителей, производителей и посредников заключать различные двусторонние контракты, не подчиняющиеся ценовой дисциплине спотового рынка. Для самого рынка этот уклон в пользу продавцов означал, что любой потребитель, независимо от индивидуальных обстоятельств и необходимости для него получать энергию бесперебойно, получал гарантию, что спрос будет удовлетворен. В двусторонних контрактах стороны могли согласиться на ту или иную степень неизменности спроса, отразив это в условиях контракта. Однако в таких долгосрочных контрактах цены были предметом переговоров, не подлежали разглашению и не были подчинены ограничениям, возникающим в реальном времени на основе альтернативных издержек, определяемых спотовым рынком.

Новости

25.02.2016
Акционер Маттиас Варниг увеличил долю в уставном капитале компании с 26 % до 46%
Подробнее

19.12.2014
Группа компаний поздравляет с Днем энергетика и наступающим Новым годом!
Подробнее

18.11.2014
Генеральным директором избран Леонид Мазо
Подробнее

читать все новости